Вопрос 25 (1)
Технология создания баз данных
Процесс создания базы данных включает в себя:
Ø проектирование базы данных с целью конкретизации информации;
Ø создание таблиц;
Ø формирование необходимых связей между таблицами;
Ø ввод и импорт информации в таблицы.
Иногда необходимо изменить объем и структуру хранимых данных. В Access эти операции выполняются очень просто.
Это первый и наиболее ответственный этап. Хотя исправления всегда можно внести в БД и ее структуру, но этот процесс может занять очень много времени, тогда как проектирование позволит избежать ненужных затрат. Например, при создании таблицы всегда задается тип данных, которые будут храниться в каждом поле. В процессе разработки БД тип данных может измениться (например, с текстового на числовой), что потребует заново вводить информацию в это поле во все записи. Поэтому лучше заранее спроектировать базу данных и возможные варианты использования информации. В этой связи необходимо выделить данные, которые требуют постоянного обновления, а также определить спектр вопросов, которые придется решать при работе с данными.
Основные этапы проектирования базы данных в Microsoft Access сводятся к следующему.
1) Определение цели создания базы данных.
2) Определение таблиц, которые должна содержать база данных.
3) Определение необходимых в таблице полей.
4) Задание индивидуального значения каждому полю.
5) Определение связей между таблицами.
6) Обновление структуры базы данных.
7) Добавление данных и создание других объектов базы данных.
8) Использование средств анализа в Microsoft Access.
Ниже приводится описание выше указанных этап проектирования баз
данных в Microsoft Access.
1) Определение цели создания базы данных. На первом этапе проектирования базы данных необходимо определить цель создания базы данных, основные ее функции и информацию, которую она должна содержать. То есть нужно очертить основные темы таблиц базы данных и информацию, которую будут содержать поля таблиц.
База данных должна отвечать требованиям тех, кто будет непосредственно с ней работать. Для этого нужно определить темы, которые должна покрывать база данных; отчеты, которые она должна выдавать; проанализировать формы, используемые в настоящий момент для записи данных; сравнить создаваемую базу данных с хорошо спроектированной, подобной ей БД.
2) Определение таблиц, которые должна содержать база данных. Одним из наиболее сложных этапов в процессе проектирования базы данных является разработка таблиц, так как результаты, которые должна выдавать база данных (отчеты, выходные формы и др.) не всегда дают полное представление о структуре таблицы.
При проектировании таблиц вовсе не обязательно использовать Microsoft Access. Сначала лучше разработать структуру на бумаге.
3) Определение необходимых в таблице полей. Каждая таблица содержит информацию на отдельную тему, а каждое поле в таблице содержит отдельные сведения по теме таблицы. Например, в таблице с данными о клиенте могут содержаться поля с названием компании, адресом, городом, страной и номером телефона. При разработке полей для таблицы необходимо помнить, что:
- каждое поле должно быть связано с темой таблицы;
- не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом выражения;
- в таблице должна присутствовать вся необходимая информация;
- информацию следует разбивать на наименьшие логические единицы (например, поля «Имя» и «Фамилия», а не общее поле «Имя»).
4) Задание индивидуального значения каждому полю. Для того чтобы Microsoft Access мог связать данные из разных таблиц, например, данные о клиенте и его заказы, каждая таблица должна содержать поле или набор полей, которые будут задавать индивидуальное значение каждой записи в таблице. Такое поле или набор полей называют основным ключом.
5) Определение связей между таблицами. После распределения данных по таблицам и определения ключевых полей необходимо выбрать схему для связи данных в разных таблицах. Для этого нужно определить связи между таблицами.
6) Обновление структуры базы данных. После проектирования таблиц, полей и связей необходимо еще раз просмотреть структуру базы данных и выявить возможные недочеты. Желательно это сделать на данном этапе, пока таблицы не заполнены данными. Для проверки следует создать несколько таблиц, определить связи между ними и ввести небольшое количество записей в каждую таблицу, затем посмотреть, отвечает ли база данных поставленным требованиям. Рекомендуется также создать черновые выходные формы и отчеты и проверить, выдают ли они требуемую информацию.
7) Добавление данных и создание других объектов базы данных. Если структуры таблиц отвечают поставленным требованиям, то можно вводить данные. Затем можно создавать любые запросы, формы, отчеты, макросы и модули.
8) Использование средств анализа в Microsoft Access. В Microsoft Access существует два средства для усовершенствования структуры баз данных. Мастер анализа таблиц исследует таблицу и, в случае необходимости, предлагает новую ее структуру и связи, а также вносит в нее изменения. Анализатор быстродействия просматривает всю базу данных, дает рекомендации по ее улучшению, а также реализует их.
После ознакомления с основными этапами проектирования базы данных в Access перейдем непосредственно к их реализации. Прежде всего, рассмотрим способы создания БД.
Вопрос 25 (2)
В объектно-ориентированной модели при представлении данных имеется возможность идентифицировать отдельные записи базы. Между записями базы данных и функциями их обработки устанавливаются взаимосвязи с помощью механизмов, подобных соответствующим средствам в объектно-ориентированных языках программирования.
Объектно-ориентированная модель данных подразумевает хранение данных и методов их обработки в одном объекте (таблице). Данная модель базируется на принципах объектно-ориентированного программирования (ООП) и реляционной модели.
Каждая таблица объектно-ориентированной БД является инкапсулированной структурой состоящей из атрибутов и методов. Доступ к атрибутам напрямую, как правило, закрыт. Все операции по добавлению, удалению и модификации данных осуществляются посредством методов.
Каждая таблица ООБД имеет интерфейс (interface), который доступен из любой точки прикладной программы и реализацию (implementation), т.е. внутреннее строение доступное только посредством методов.
Структуру каждой таблицы ООБД не обязательно создавать с нуля. С помощью механизма наследования можно использовать во вновь создаваемых объектах атрибуты и методы ранее определенных классов. Методы родительских классов могут быть перегружены (переопределены) в дочерних классах.
Понятие «класс» в объектно-ориентированных БД, по сути, соответствует понятию «отношение» в реляционных БД, а понятие «объект» соответствует «записи».
Структура объектно-ориентированной БД графически представима в виде дерева, узлами которого являются объекты. Свойства объектов описываются некоторым стандартным типом или типом конструируемым пользователем.
Основным достоинством является возможность отображения информации о сложных взаимосвязях объектов. Объектно-ориентированная модель данных позволяет идентифицировать отдельную запись базы данных и определять функции их обработки.
Недостатком являются высокая понятийная сложность, неудобство обработки данных и низкая скорость выполнения запросов.
На сегодняшний день чаще всего встречаются объектно-реляционные системы управления базами данных (ОР СУБД). Например, СУБД Oracle.
Для определения и манипуляций данными в объектно-ориентированных БД был модифицирован язык SQL, который получил название SQL3. Основными нововведениями в нем являются: поддержка абстрактных типов данных, расширение синтаксиса определения таблиц и другие дополнительные языковые конструкции.